Официальный сайт
С 2015 года школа работает по программе «Доступная среда». Для реализации данной программы проведена большая подготовительная работа:
- проанализированы ресурсы школы (материально-техническое оснащение, помещения для проведения образовательного и воспитательного процесса, кадровый потенциал и др.) для участия в реализации задач инклюзивного образования;
- разработаны технические задания для проведения ремонтных работ;
- оформлены заявки на приобретение специализированного оборудования.
На ремонт в рамках проекта «Доступная среда» затрачено:
из федерального бюджета |
1 563 771,00 рублей |
из муниципального бюджета |
2 237 000,00 рублей |
На подготовительном этапе школа получила специализированное оборудование на
790 349,00 рублей:
Получено оборудование в кабинеты специалистов: педагога-психолога и учителя-логопеда. Оборудование для сенсорной комнаты.
Большое внимание уделяется информационно-просветительской и разъяснительной работе с участниками образовательных отношений:
- с учителями школы (требования Профстандарта педагога, изучении инструкции ситуационной помощи; во время прохождения курсов повышения квалификации в ХИРО и ПК модуль «Эффективные технологии инклюзивного образования» для педагогических работников нашей школы является обязательным при выборе);
- с обучающимися основной и старшей школы проводятся различные мероприятия по вопросам толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ;
- школьный отряд волонтеров изучил инструкцию по ситуационной помощи детям-инвалидам разработанную школой;
- в рамках недели психологии «Радуга» проводятся мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья;
- с родительской общественностью – начат диалог «Как относиться к тому, что в вашем классе будет учиться ребенок с особенностями развития».
С 2015 по 2020 год школа работала над реализацией Программы развития образовательного учреждения «Школа разных возможностей», которая включала в себя подпрограмму «Я с тобой», цель подпрограммы - создание и апробация модели интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательный процесс массовой школы.
В ходе реализации программы спроектирована и апробирована модель интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательный процесс массовой школы, другими словами модель инклюзивного образования.
Разработанная модель предполагает вариативность интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательный процесс школы. В настоящее время в школе реализуется 2 варианта интеграции: полная и частичная инклюзия.
По варианту полной инклюзии (обучение в общеобразовательном классе) в школе обучается 20 детей с ОВЗ и детей-инвалидов, по варианту частичной инклюзии - 10 , из них по индивидуальному учебному плану на дому 4 человека, в отдельном классе для обучающихся с ОВЗ – 6 человек. Создание отдельного класса позволило решить несколько задач, недоступных при полной инклюзии. Например, возможность для педагога уделять больше внимания запросам обучающихся, поскольку коллектив детей более однородный; сосредоточение квалифицированных педагогических кадров на решении общих задач в пределах класса; возможность наиболее рационально подойти к оборудованию безбарьерной среды обучения.
Для функционирования модели были сформированы структурные компоненты, разработаны механизмы их взаимодействия и созданы условия, которые обеспечили получение стабильных результатов.
Так, в школе были разработаны необходимые локальные акты, регулирующие коллективную и индивидуальную деятельность педагогов по обучению и сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов, вопросы взаимодействия между семьёй и школой. Были разработаны Адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования. В настоящее время реализуется 5 программ. Разработанные документы и программно-методические материалы, являясь структурным компонентом модели, позволили обеспечить соблюдение требований к организации обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов, способствовали совершенствованию нормативной базы школы.
Материально-техническое обеспечение было подготовлено в рамках реализации программы «Доступная среда».
При формировании такого структурного компонента модели инклюзивного образования, как кадровое обеспечение, в штат образовательного учреждения была введена ставка учителя-дефектолога. Перераспределение обязанностей между педагогами-психологами позволило выделить одного специалиста для работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами. Кроме того, в ОУ имеется 2 ставки учителей-логопедов, каждый из которых обеспечивает логопедическое сопровождение обучающихся, в том числе с ОВЗ и детей-инвалидов. Таким образом, образовательное учреждение на 100% обеспечено кадрами для реализации модели инклюзивного образования. Все специалисты, педагоги и члены администрации, обеспечивающие реализацию модели, имеют соответствующее образование и курсовую подготовку.
Контроль за результатами реализации модели инклюзивного образования обеспечивают процедуры мониторинга, введенные в структуру ВСОКО.
Анализ данных мониторингов достижения планируемых результатов освоения АООП НОО и ООП НОО позволяет сделать вывод о том, что все обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды осваивают программу на базовом и повышенном уровне. Статистические данные о достижениях обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах показывают ежегодный прирост числа участников дистанционных конкурсов Всероссийского уровня на 10-12%, увеличение результативности участия на 7-15%. В течение последних трех лет остается стабильно высокой степень удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов организацией образовательной деятельности и условиями, созданными в образовательной организации.
В рамках Программы развития на 2021-2026 г. также есть направления по работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами. Продолжается работа по созданию условий для получения данной категории детей образования и воспитания.
Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие — три составляющих успеха при обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Администрация МБОУ «СОШ №12 обратилась в ДГАЗ Администрации города Абакана о рассмотрении вопроса о выделении и оборудовании места для парковки транспортных средств инвалидов на парковке расположенной у территории школы по адресу г. Абакан, проспект Дружбы народов, 21.
Установлен дорожный знак с обозначением парковки для инвалидов.
На данный момент в учреждении отсутствуют дети инвалиды по слуху и зрению, поэтому не организованно дублирование звуковой и зрительной информации, дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Услуга сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) будет обеспечена по запросу обучающихся и их родителей (законных представителей).
Учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (перемещающихся на креслах-колясках) в школе нет, в соответствии с этим сменных кресел-колясок в наличии не имеется.
О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения).
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На 1 этаже школы расположены спортивный зал и бассеин. Спортивный зал оборудован дополнительными пандусами при входе. В спортивных раздевалках, переходах между 1 и 2 этажами, частично установлены двери с просветом в соответствии с требованиями паспорта доступности ОУ. Бассеин оборудован подъемником с гидравлическим приводом для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата). Так же установлены поручни и специальные стульчики в душевых школьного бассейна;
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются кабинеты, оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер, средства усиления звука. Также используются интерактивные доски.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
Здание школы оборудовано пандусом для маломобильных групп населения. Есть кнопка вызова персонала для оказания помощи инвалидам.
О специальных условиях питания
Столовая расположена на 1 этаже. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. Доступ в столовую беспрепятственен для всех групп детей с ОВЗ.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным завтраком и вторым завтраком (обучающиеся с 1 смены), бесплатным обедом и бесплатным полдником (обучающиеся со 2 смены) в соответствии с «Порядком обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях города Абакана», утверждённым постановлением Администрации города Абакана от 30.12.2021 № 2476.
Питание обучающихся, посещающих учреждение, предоставляется ежедневно в учебные дни, за исключением выходных и нерабочих праздничных дней, дней каникул и периода временного отсутствия, в соответствии с режимом работы образовательной организации и календарным учебным графиком.
О специальных условиях охраны здоровья
Здание школы оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СП 2.4.3648-20.
Организовано психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для детей-инвалидов и детей с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «СОШ №12» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром Интернет-Цензор.
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т.д.
Внесенные изменения в Паспорт доступности МБОУ «СОШ №12».
Инструкция о порядке, организации и оказания ситуационной помощи детям-инвалидам в МБОУ «СОШ №12».